Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Муниципальное казенное учреждение "Социальное партнерство" муниципального образования Славянское гор

Карта сайта

«Славянка»

Г. Поляков

Глазасто манишь ты огнями
И я твоей судьбою горд.
Совсем недавними годами
Здесь был всего лишь малый форт.
Ведь ты не сжатая холмами,
Наоборот, на них стоишь,
Со смыслом строились годами –
На бухту прямо ты глядишь.
Прекрасна ты в сиянье ясном,
Красива тоже при луне
Но и в тумане ты чудесна,
Словно корабль на волне.
Вдали горят огни завода,
Мы входим в бухту, как бы в ковш,
И ты встревожено и гордо
По-матерински меня ждешь,
Вот здесь исходное начало,
Все видно четко вдалеке,
Все берега твои, причалы,
И белый купол на горе.
Ты моя боль и моя радость
Мой вечный пирс, моя стоянка,
Как сын всегда к тебе стремлюсь,
Моя любовь, моя Славянка.

 

История создания посёлка Славянка

Образование п. Славянка связано с освоением русскими побережья южного Приморья в 50-60 годах прошлого века. Движимое политическими целями правительство России стремилось укрепиться на Дальнем Востоке. В результате длительных переговоров с правительством Китая в 1858, 1860 г.г. были подписаны Айгуньский, Тяньцзинский и Пекинский договоры, установившие государственную границу между двумя державами в Приморье – Россией и Китаем. Граница проходила по р. Уссури через оз. Ханку и до моря по рекам Суйфуну и Тумень-Ула.

До 50-х г.г. XУШ в. точных сведений о побережье южного Приморья в России и Европе не имелось. На изданной в 1759 г. в России китайской карте с изображением Приморья были схематично обозначены очертания берегов, бухт и рек. В 1854 году офицеры Фрегата «Паллада» обследовали побережье от корейской границы до м. Гамова. Была составлена и в 1857 году опубликована карта и опись «восточного берега п-ова Кореи, залива Посьета и др.».

Во второй половине 50-х г.г. в далекий неизведанный край одна за другой отправляются морские и сухопутные экспедиции. Они обследовали побережье Приморья, собирали сведения, позволившие впоследствии составить карты. Другим результатом этих экспедиций было основание в Южном Приморье русских военных постов, которые положили начало будущим городам и поселкам края.

Одна из них – Уссурийская экспедиция К.Ф. Будугосского, следовавшая в 1859 году от рек Уссури и Сунгача и оз. Ханка на восток и на юг до залива Посьета, впервые подняла русский флаг на берегу одной из бухт этого залива. Бухте дали имя Экспедиции. В 1860 году морской экспедицией адмирала Лихачева в заливе Посьета был основан пост Новгородский.

Тогда же, в 1860 году, на берегу бухты Золотой Рог русскими моряками был основан пост Владивосток. Эти два события и явились причиной появления в следующем, 1861 году, поселения на берегу Славянского залива, в который неоднократно выходили участники первых русских экспедиций в Приморье. Сохранились воспоминания, дневники, отчеты участников этих экспедиций, где мы находим его описание.

В июне 1859 года в Славянском заливе побывал основной состав Уссурийской экспедиции. «… мы пробрались глухой частью к устью Монго-гея и вышли морем в залив Славянский, - вспоминает участник экспедиции А.Ф. Усольцев. – Мы направились берегом, избегая больших изгибов его. От устья Монго-гея до гавани Брюса стелется низменный берег, изрытый заливами, болотами, озерками, кое-где выдается крепкое каменистое место с прибоем морской капусты и других водорослей, вдали от окраины долина пересечена холмами и маленькими речками, то с луговыми полянами и редколесьем, то с топкими болотами. Близ устья Монго-гея на самом берегу залива мы встретили только одну уединенную фанзу со скудным огородом. Прибрежье пустынно и неприветливо. У залива Брюса береговые горы высоки и безлесны. Залив этот вдался в материк широким и длинным рукавом, берега с обеих сторон выдвинулись отвесными мысами.

Во многих местах высовываются кекуры из белого камня, кажущиеся издали судном с парусами.»

«В течение одного лета 1859 года, - говорится в рапорте Уссурийской экспедиции в штаб сухопутных и морских войск Восточной Сибири, - этой же экспедицией были сделаны следующие съемки … по р. Шуфани (Суйфун) к заливу Славянский, а оттуда в прямом направлении к заливу Посьета.»

В 1860 году после посещения только что основанного Новгородского поста и следуя во Владивосток, в Славянский залив зашел на корвете «Америка» контр-адмирал П.В. Казакевич. На «Америке» находился писатель С.В. Максимов, оставивший путевые заметки, в которых есть интересное описание Славянского залива: «… Утром мы снялись с якоря и на другой день были в Мее. (Владивосток). По пути туда мне удалось еще сделать поездку по так называемой бухте Славянской, но не привелось встретить особенно резких впечатлений. Видели мы небольшой водопад, бойкий ручей пробил на верху плотную гранитную скалу и журчал вдоль нее, распуская у подножия на морской воде пену и бросая крупные брызги. Встретили мы две юрты туземцев, купили у них кур, но свиней и быков нам не продали. Около одной юрты видели, как манзы сушили рыбу, каракатиц, морских пауков и крабов (раков), раскладывая и развешивая тех и других на солнышке».

Сведения о Славянском заливе, полученные во время этой поездки, пригодились адмиралу Казакевичу, когда он в 1862 году советовал капитану Черкавскому, начальнику Новгородского поста: «… Уведомляю Вас, что для обжига кирпича Вы можете нарубить дрова в Славянской бухте с тем, что они будут доставлены Вам на первом военном судне или на шхуне «Пурга».

Но уже летом 1860 года, сразу после основания Новгородского поста, на берегу Славянского залива велись заготовки леса, необходимого для бытовых построек. В окрестностях Новгородской гавани хорошего строевого леса не оказалось. Тогда было принято решение поискать вдоль берега. В июле 1860 года командир корвета «Гридень», оставленного для представительства русского флота в Приморье и для помощи строителям первых постов, лейтенант Г.Х. Эгершельд нашел лес в Славянском заливе.

С 24 июля по 1 августа 1860 года корвет стоял в гавани Брюс, о чем свидетельствует запись в судовом журнале. Матросы занимались заготовкой дров, сменяясь по очереди двумя командами, которые возглавляли прапорщики Колчак и Казаков.

315 бревен были связаны в плоты и отбуксированы в Новгородскую гавань. Помимо заготовок леса команда пополнила запасы пресной воды, которой «привезли с берега 240 ведер» и сделала попытку найти уголь, для чего «делали взрывы при 30 фунтов пороху и сожгли три палительных свечки».

Моряки, посещавшие Славянский залив в те годы, отмечали многие его достоинства. В рапорте командира клипера «Опричник» «О плавании в дальневосточных морях в 1885 году» есть запись о Славянском заливе: «18 сентября из-за ветра зашел в Славянский залив и стал на якорь в бухте Туламу. … Залив Славянский лежит на западном берегу залива Петра Великого, вдается в материк на 6 миль к NSS, глубина его постоянно изменяется от 15 сажен у входа до 5 сажен в глубине залива. Якорное место на глубине от 7 до 10 сажен при грунте ил и глина защищены от всех ветров … берега …: высоки, холмисты, покрыты травой и лесами, выдаются в море скалистые мысы. Левый берег за грубой Туламу представляет почти отвесную скалу, покрытую мелким, но густым лесом, только восточный берег залива, где идет большая дорога, - низменный, там в изобилии имеется пресная вода в ручьях, спадающими в море, и наливаться ею удобно». В сборнике «Живописная Россия» за 1897 год читаем: «Оставляя без внимания мелкие бухты Западного берега Амурского залива, каковы Песчаная, Манчжур и др., перейдем к Славянскому заливу, который удобен для якорной стоянки не только в главном бассейне, но и в бухточках, примыкающих к нему».

Этот залив был известен и до посещения его моряками. В 1855 году он был нанесен на английские морские карты под названием «порт Брюс». В то время портом моряки называли «хорошую бухту, словно бы самой природой предназначенную, чтобы в ней был устроен порт». Английскими моряками с военных кораблей «Винчестер» и «Барракуда» был описан и полуостров Брюса. Названием своим залив и полуостров, возможно, были обязаны английскому адмиралу Брюсу. Новое название залива «Славянский» мы встречаем уже в документах Уссурийской экспедиции в 1859 года и в первых гидрографических описях 1860 года, но в судовых журналах начала 1860-х годов прошлого века часто используется прежнее в разных вариантах: порт Брюс, гавань Брюса, залив Брюса.

Первое подробное описание Славянского залива было сделано гидрографической экспедицией подполковника В.М. Бабкина в 1862 году, что отмечено в рапорте командиру Сибирской флотилии: «Имею честь представить Вашему Превосходительству о произведенной под моим начальством в 1862 и 1863 г.г. морской съемке залива «Петра Великого» отчет, состоящий из журнала гидрографических работ и меркаторской карты с принадлежащими девятью планами: пролива Босфор Восточный и бухт: Гавань, Золотой Рог, Диомид, Улисс, Патрокл, Аякс, Парис, Новик, Рында, залив Славянский, Новгородская, Экспедиции, Разбойник».

Славянский залив был привлекателен также своим промежуточным положением между Владивостоком и Новгородским постом и вполне отвечал задачам, поставленным в 1860 году перед гидрографической экспедицией командующим Тихоокеанской эскадрой контр-адмиралом А.А. Поповым: «Так как до сих пор мы имеем оседлость только в бухтах Новгородской и Владивосток, то я считаю особенно важным, чтобы путь к этим гаваням, а также между ними, как необходимый для судов, посылаемых в эти гавани, был исследован с той точностью, которую требует безопасность плавания, в особенности в здешних местах, столь часто закрытых туманами».

Весной 1861 года, когда открылась первая навигация, был основан пост в Славянском заливе, о чем свидетельствует анализ некоторых документов.

«Контр-адмиралу Казакевичу

Начальника поста при заливе Новгородском капитана Черкавского

РАПОРТ

Я доносил Вашему Превосходительству, что по невозможности продолжать ломку каменного угля в посту Новгородском, заложить эту работу в заливе Амурском при устье Суйфуна, для чего, усилив отряд Владивостока 27 человеками и заведование ломкой угля передать в ведение начальника поста лейтенанта Бурачка, а с отправлением из занимаемой мной поста муки и прочего груза, доставленного из Кронштадта, я пошлю строить станцию на пути до залива Славянского для сообщения с постом Владивосток, в порту же Новгородском остальными людьми (50 человек) я намерен приводить в исполнение приказы Вашего Превосходительства.

29 апреля 1861 года».

Станция была построена в одной из бухт Славянского залива. Бухта была названа Славянской, такое же название получил и вновь созданный пост. Впоследствии название несколько раз изменялось, и населенный пункт, выросший из этого военного поста, стали именовать Славянкой.

Первыми жителями поста, таким образом, стали присланные из Новгородской гавани находившиеся там в подчинении капитана Черкавского 7 солдат 4-го линейного батальона.

В мае 1861 года клипер «Наездник», совершавший регулярные рейсы между Новгородской гаванью и постом Владивосток, завез груз в новый пост, о чем свидетельствует запись в судовом журнале:

«Мая 24 дня 1861 года. В ½ 8 часа привезли на клипер из Новгородского поста для отвоза в Славянскую бухту провиант для армейских солдат.

В 26 день мая 1861 года, стоял на якоре в Славянской бухте с полуночи. В три часа отправили в Пост катер с провиантом и вещами и сдали оные на берег.

В начале 4 часа начали разводить пары для следования в порт Новик.

Мая 24 дня 1861 года пополудни в 12 часов, подойдя к Славянской бухте, отдали якорь.

В 30-й день мая 1861 года … Снялись с якоря для следования в Новгородскую бухту».

Новый пост, как и прочие первые русские военные поселения в Приморье, выполнял задачу охраны владений России на Тихом океане. Но основное назначение Славянского поста – быть связующим звеном между двумя основными портами России в Южном Приморье – Владивостоком и Новгородским, сохранялось многие года и подтверждается документами. В частности … в письме «О подготовке перечня пунктов побережья Восточного океана, нуждающихся в основании военных постов», направленном командованием войск Приморской области командиру портов Восточного океана, говорится: «В видах сухопутного сообщения по прибрежью и для наблюдения на оном за действиями промышленников желательно было бы иметь военные посты в следующих пунктах: … в бухте Славянка промежуточный, в заливе Посьет пограничный порт, и начата разработка угля».

Место, где появились первые постройки Славянского поста, неизвестно, но сохранилось его описание в воспоминаниях Е.С. Бурачка, относящееся к зиме 1862 года: «13 утром пришли в Славянский станок, располагавшийся на южном берегу южной бухты. Около него видны были еще издали два стога сена, за которым угадывались две крыши домов. Солдаты несказанно обрадовались прибывшим и старались угостить самым лучшим, что у них было, - красной рыбой. В станке оказалась почта из Посьета во Владивосток на имя Черкавского».

Через Славянский пост перевозили почту, зимой по льду перегоняли скот и перевозили грузы из Новгородского поста во Владивосток и обратно.

В дальнейшем пост, сохраняя значение «промежуточного» расширялся и к началу 90-х годов выглядел уже так: «Урочище Славянка с почтовой станцией и казармою одной роты 7-го батальона, квартирующего в урочище Новокиевском, имея телеграфную станцию и смотрителя Интендантских Продовольственных магазинов, служит передаточным пунктом для пассажиров и грузов, следующих на запад. Здесь есть мелочная торговля Альберса и ренсковый погреб. Крестьян нет.

Расширение Славянского поста было следствием процесса освоения Приморского края. Строились Владивосток, пост Посьет, в край прибывали переселенцы, возникали новые населенные пункты. Увеличивалось количество грузов, почты, перевозимых через Славянку.

Население Славянки по-прежнему было преимущественно военным, благодаря ее роли промежуточного пункта, и строительство, ведущееся здесь в конце прошлого века, отвечало нуждам военных: в 1891 году «в урочище Славянка построена каменная казарма для 7 Восточно-Сибирского стрелкового батальона».

1895 год: «… в урочище Славянке: для Приморского конного дивизиона одноэтажное каменное здание, занимаемое кухней, пекарней, таковое же здание, занимаемое цейхгаузом и помещением для интендантского обоза, одна крытая и одна некрытая конюшни, цейхгауз для овса, кузница.»

В 1897 году земли, на которых расположилась Славянка, были переданы Морскому ведомству «вследствие представления начальника эскадры в Тихом океане о необходимости придать заливу «Славянский» значение военного рейда для нужд нашей эскадры с устройством там передовой военной станции». Это были земли «от мыса Брюс до места в южной части Славянского залива, где военное ведомство строит казармы для одного батальона и сотни казаков», в количестве 1245 десятин.

Гражданское население Славянки, на первых порах было преимущественно корейским. Это вполне объяснимо. Хлынувший из Кореи в 60-е годы поток переселенцев, бежавший от голода и строгости государственного режима, оседал вблизи военных постов, где можно было найти защиту и прокормиться. Поскольку военное население Славянки не занималось обработкой земли, поселившиеся здесь корейцы торговали продуктами со своих земельных участков, занимались морским промыслом и извозом.

В записке чиновника Переселенческого управления П. Бардакова от 1 августа 1909 года дана следующая характеристика Славянки: «Состав населения Славянки не менее разнообразный, чем в Барабаше, но здесь значительно сильнее … заметно преобладание желтого элемента над белым. Национальность обитателей урочища совсем не оправдывает его название и не будь здесь войск, очень трудно было бы решить, кому собственно, принадлежит этот уголок, русским или желтолицым, построившим свои дома на русский образец». Интересы жителей Славянки, - свидетельствует документ, «были связаны с полком: «даже хлеба своего здесь почти никто не имеет, все предпочитают скупать его у солдат, которые снабжают им все урочище».

Поселения, подобные Славянке, назывались урочищами. «Некоторые населенные пункты Южно-Уссурийской округи, как, например, Посьет, Новокиевское, Славянка, Барабаш, Раздольное, - читаем в «Обзоре Приморской области» за 1899 год, - не имеют характера сел и население в них по своему типу приближается к городскому».

Такие поселки, «которые по роду занятий населения и по его составу носят характер скорее городских, чем крестьянских поселений» и назывались урочищами.

К подобного рода поселкам, - свидетельствует другой документ, - относятся, например, существующие в Уссурийском крае так называемые «урочища»: Новокиевское, Посьет, Славянка, Барабаш … Возникновение их явилось следствием размещения войсковых частей вне населенных пунктов области на особых, отведенных для нужд военного ведомства местах».

Жизнь в таких населенных пунктах складывалась на городской лад.

« … существование … магазинов, складов, лавочек, ремесленных заведений и пр. приближает их к городскому типу населения».

Первыми русскими гражданскими поселенцами в Славянке были вышедшие в отставку солдаты, «которые и заложили первый камень нынешнего урочища. С течением времени к ним приселилось довольно много пришлого люда, возникли магазины, мастерские, … выросли каменные дома, кварталы, жизнь закипела».

По результатам первой всеобщей переписи населения 1897 года в урочище Славянка проживало 906 человек постоянного населения, из них мужчин - 865, женщин – 41 (под постоянным имеется в виду гражданское население).

Славянка была довольно крупным поселком. В 1907 году в ней проживало 1908 человек. Здесь были почтово-телеграфное отделение, которое обслуживалось тремя чиновниками, военный лазарет на 26 кроватей, церковно-приходская школа, церковь и даже сберегательная касса с девятью вкладчиками.

Почтовый тракт, соединяющий село Раздольное и урочище Посьет проходил через Славянку, расположенную между двумя почтовыми станциями – Черкесской и Рязановской. Два раза в неделю, заходили суда, совершающие регулярные пассажирские рейсы между Владивостоком и Посьетом.

В первые годы Советской власти (1925 год) Славянка выглядела так:

«… Расположена на территории 48 кв. верст. Коллективных хозяйств не имеется. Индивидуальных – 136, из них: зажиточных – 5, середняцких – 11, бедняцких – 20.

Пути сообщения с ВИКом и УИКом – морской, с ВИКом (в Барабаше) – трактовый.

Связь помимо указанных путей сообщения со всеми указанными выше органами проводится через почтово-телеграфное отделение, имеющееся в пос. Славянка, и в редких случаях посредством имеющего там телефона"».

В Славянке располагался районный сельсовет, объединяющий 4 населенных пункта:

- село Славянка – 447 душ жителей,

- деревня Веселая Поляна – 140,

- деревня Мостовая – 67,

- участок Уемойский – 11.

 

По национальности население разбивается:

- русских – 240,

- корейцев (русских подданных) – 170,

- корейцев (иностранных подданных) – 22,

- китайцев – 45,

- эстонцев – 106,

- латышей – 27,

- немцев, татар и пр. – 55.

Итого – 665.

В Славянке имелись школа, в которой работали 2 учителя, фельдшерский пункт, изба-читальня, частная лавка и кооператив, состоявший из 189 человек. «В 1924 году имелось 5 частных лавок, 4 из них закрылись».

Почтово-телеграфное отделение Славянки обслуживало уже 20 населенных пунктов, телефоном же пользовались всего 12 раз за 11 месяцев.

«Крестьянство вообще и главным образом в Славянке живет случайным заработком от огородов».

В 1926 году в Славянке была организована первая промысловая рыболовецкая артель «Веселая Поляна», позднее объединенная с рыболовецкой артелью в бухте Наездник в рыболовецкий колхоз «Рыбак». Тогда же был организован рыбокомбинат «Славянка».

Быстрое развитие поселка происходит в 60-е годы. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 210 от 07.12.1963 года и № 2 от 04.10.1965 года, началось сооружение крупнейшего в Приморье судоремонтного завода. С этого момента начинается новый период в истории Славянки. К этому времени было закончено строительство железнодорожной ветки от станции Бамбурово до станции Блюхер, появились строительные предприятия, зверосовхоз.

Вместе со строительством завода, широко развернулось жилищное строительство. Застройка микрорайонов ведется комплексно, каждый микрорайон включает в себя предприятия бытового обслуживания населения, учреждение культуры, школы, детские комбинаты.

В 1973 году Славянка стала районным центром.

На территории поселкового Совета расположены строительные организации, рыбозавод, рыболовецкий колхоз, звероводческий совхоз, учреждения, быта, население обслуживает две торгующие организации, налажено автобусное сообщение со всеми населенными пунктами поселкового Совета.

За десятую пятилетку в п. Славянка было освоено более 35 млн. рублей капитальных вложений и введено основных фондов около 40 млн. рублей. Широким фронтом идет жилищное строительство, было введено более 71 тыс. кв. м. жилья, закончено строительство административного здания Дома Советов, кинотеатра на 600 мест, профессионально-технического училища, продолжается строительство второй очереди Славянского судоремонтного завода, закончено строительство районного узла связи, было введено 4 детских сада на 600 мест, Дом культуры судоремонтников.

Славянский судоремонтный завод хотя и молодой по сравнению с другими судоремонтными заводами края, но и он набирает уверенно темпы. Объем валовой продукции за годы 9 пятилетки возрос в 15,1 раза. Дальнейшее развитие промышленного производства Славянского судоремонтного завода получит за годы 10 пятилетки, так предусмотрен рост объема производства валовой продукции почти в 1,8 раза, из них машиностроение на 80 %, а судоремонт на 16 %.

В будущем п. Славянка представит спутник города Владивостока. Согласно генерального плана застройка поселка предусмотрена в основном пятиэтажными домами с некоторым вкраплением домов повышенной этажности, а учитывая местные возможности индивидуального строительства, предусмотрена и усадебная застройка.

Центр поселка будет располагать большой сетью общественных и культурно-бытовых зданий. Развернется строительство спортивного комплекса в составе будущего городского парка и стадиона. Кроме того, будут созданы небольшие спортивные площадки в районе застройки, каждый жилой микрорайон будет включать в себя необходимые условия населения.

Будущий город предполагает иметь мясокомбинат, хлебозавод, молокозавод, завод безалкогольных напитков и строительную базу, в соответствии с проектом института (Дальгипротранс), на железнодорожной станции Блюхер предусматривается построить вокзал и депо для ремонта тепловозов.

Значительно увеличился объем работы морского транспорта в обслуживании внешних связей города, намечено строительство и морского вокзала.

Проектом предусмотрено довести площадь зеленых насаждений будущего города до 40 гектаров. И полное благоустройство уличной и дорожной сети (устройство усовершенствованных покрытий и тротуаров). В соответствующими с действующими номами будут созданы санитарно-защитные зоны между промышленными предприятиями и жилой зоной.

Поселковый Совет руководит на своей территории социально-культурным развитием, утверждает планы благо устроительных работ, организует закуп излишков сельскохозяйственных продуктов у населения, проводит работу среди населения по поддержанию хорошего санитарного состояния населенных пунктов, организует социалистическое соревнование за звание «Лучший поселок, улица, дом».

На территории Совета создано более 80 органов общественной самодеятельности населения. В последние годы значительно возросла активность добровольных народных дружин, домовых и уличных комитетов, товарищеских судов. Работа этих органов находится постоянно под контролем.

Поселковый Совет руководит работой предприятий торговли, культуры, народного образования, здравоохранения через исполнительный комитет и постоянные комиссии Совета. Исполком постоянно совершенствует организационно-массовую работу с депутатами, населением.