1. Что такое коррупция
Коррупция - это незаконное использование своего служебного положения или злоупотребление полномочиями для получения себе или третьим лицам денег, имущества, имущественных прав, услуг и иной выгоды.
Также к коррупции относится: незаконное предоставление таких выгод лицу, которое занимает служебное положение или наделено полномочиями, дача, получение взятки, коммерческий подкуп.
Все эти действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица, тоже являются коррупцией.
Такое определение следует из п. 1 ст. 1 Закона о противодействии коррупции.
2. Как проводится профилактика коррупции
Профилактика коррупции - это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции (пп. "а" п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).
Основные меры профилактики указаны в ст. 6 Закона о противодействии коррупции.
Исходя из этих мер у в органе, организации должны быть утверждены документы, созданы подразделения, рабочие группы, комиссии и т.д. Также необходимо проводить работу с сотрудниками по формированию
нетерпимости к коррупции.
3. Какие документы утвердить
положения:
- о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (п. п. 7, 8 Указа Президента РФ от 01.07.2010 № 821);
- об общественном совете (при наличии общественного совета). Это следует из ст. 13 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Указов Президента РФ от 04.08.2006 № 842, от 23.05.2011 № 668, Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 №481;
- о проверке сведений, которые подают претенденты на должности, и служебного поведения госслужащего (только для органов власти субъектов РФ). На это указано в п. 6 Указа Президента РФ от 21.09.2009 N 1065;
2) перечни должностей:
- которые должны представлять сведения о доходах и имуществе как своих, так и супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. п. 2, 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 557);
- доходы и имущество которых вы размещаете на сайте (пп. «а» п. 7, п. 8 Указа Президента РФ от 08.07.2013 № 613);
- которым запрещено иметь счета (вклады), хранить деньги и ценности в иностранных банках, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами (пп. «а» п. 1, п. 2 Указа Президента РФ от 08.03.2015 № 120);
- по которым предусмотрена ротация, если перечень утвердил Президент РФ, Правительство РФ, губернатор в зависимости от вашей подчиненности (ч. 2.2, 10 ст. 60.1 Закона о государственной гражданской службе);
3) план противодействия коррупции;
4) порядки:
- уведомления при возникновении конфликта интересов (ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, пп. «б» п. 8 Указа Президента РФ от 22.12.2015 №650);
- проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ);
- сообщения о получении подарка (п. п. 5 и 6 Постановления о получении госслужащим подарка);
- уведомления о склонении госслужащего к коррупции (ч. 5 ст. 9 Закона о противодействии коррупции);
- принятия решения о контроле за расходами госслужащего и членов его семьи (ч. 6 ст. 5 Закона о контроле за расходами);
- представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера (ч. 2 ст. 8 Закона о
противодействии коррупции, ч. 2 ст. 3 Закона о контроле за расходами, п. 7 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559).
4. Как осуществляется борьба с коррупцией
Борьба с коррупцией, так же, как и профилактика, заключается в ее выявлении и предупреждении. Однако она также предполагает пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).
Этим, как правило, занимаются правоохранительные органы: МВД России, ФСБ России и т.п. Координирует эту деятельность Генеральный
прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (ч. 6 ст. 5 Закона о противодействии коррупции).
Генеральная прокуратура РФ в рамках мер по борьбе с коррупцией взаимодействует:
с компетентными органами иностранных государств, когда уполномоченные должностные лица госорганов, органов местного самоуправления и организаций проверяют соблюдение ограничений, запретов и требований в рамках антикоррупционного законодательства (ч. 6.1 ст. 5 Закона о противодействии коррупции);
с Центральным банком РФ, к примеру, посредством запросов. На основании них Банк России обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства или к иностранному регулятору финансового рынка за необходимой информацией (ст. ст. 51.2, 51.3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ, ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ).
5. Как минимизируются (ликвидируются) последствия коррупции
Меры по минимизации (ликвидации) последствий коррупции законом не определены, но они напрямую связаны с ее профилактикой. Можно определить их, например, в плане противодействия коррупции.
К таким мерам можно отнести, в частности, своевременное выявление коррупции или ротацию кадров.
Кроме того, можно воспользоваться Единой информационной системой управления кадровым составом госслужбы РФ (http://gossluzhba.gov.ru). С помощью подраздела «Противодействие коррупции» можно, например, осуществлять мониторинг законодательства РФ о противодействии коррупции, знакомиться с информационно¬справочными материалами по вопросам противодействия коррупции (п. 24 Положения о федеральной государственной информационной системе).
Минтруд России считает необходимым развивать систему поощрения гражданских служащих, сообщивших о попытках их склонения к коррупционным правонарушениям (Методика формирования и развития профессиональной культуры государственного органа" (утв. Минтрудом России)).
Минтруд России определил меры по предупреждению коррупции в организациях. К ним, в частности, относятся:
разработка и принятие антикоррупционной политики организации; назначение подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции:
оценка коррупционных рисков;
выявление и урегулирование конфликта интересов. Для реализации этой меры целесообразно разработать и утвердить положение о регулировании конфликта интересов;
установление для соответствующей области деятельности работников антикоррупционных стандартов (стандартов и кодексов поведения), то есть
единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в этой области (п. 5 ст. 7 Закона о
противодействии коррупции). Антикоррупционные стандарты для работников рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Например, можно определить, какие подарки получать допускается, как должны регулироваться иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами;
проверка контрагентов и включение антикоррупционной оговорки в договоры;
антикоррупционный аудит отдельных операций и сделок; информирование, консультирование и обучение работников по вопросам предупреждения коррупции;
установление каналов получения информации о возможных коррупционных правонарушениях (например, мониторинг подразделением (сотрудниками), ответственным за предупреждение коррупции, информации в СМИ и соцсетях);
внутренний контроль и ведение бухгалтерского учета; взаимодействие с правоохранительными органами и иными госорганами в целях противодействия коррупции.