За последние годы в судебной практике возросло количество уголовных дел, связанных с хищением средств материнского (семейного) капитала. Недобросовестные граждане придумывают множество схем, в соответствии с которыми обладателям материнского капитала предлагают обналичить деньги, чтобы распорядиться ими по своему усмотрению, а не направить на предусмотренные законом цели. Такие схемы, какими бы хитроумными они не были, всегда являются мошенническими и не только создают риск неполучения средств или части средств обладателем материнского капитала, но и являются основанием для его привлечения к уголовной (ст. 159.2 УК РФ) и гражданско-правовой ответственности в виде обязанности вернуть полученные денежные средства в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Наиболее распространенным является способ обналичивания средств материнского капитала путем оформления мнимых сделок и фиктивных договоров, как правило, между близкими родственниками. Также известны случаи оформления фиктивных ипотек, свидетельств о праве собственности, договоров на проведение ремонтных работ в жилом помещении и оценки стоимости приобретенной недвижимости. Ответственность за хищение при получении различных социальных выплат, в том числе материнского капитала, предусмотрена ст. 159.2 УК РФ и зависит от множества факторов, таких как количество участников противоправного деяния; использования служебного положения, размера полученных денежных средств. В зависимости от наличия указанных факторов уголовное наказание может варьироваться от штрафных санкций в размере 100 тысяч рублей до лишения свободы сроком на 10 лет и взыскания одного миллиона рублей штрафа. Уголовная ответственность наступает только в случае, если у лица изначально имелся умысел на хищение денежных средств и был доказан факт нарушения ответчиком требований закона о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части целевого использования средств материнского капитала (см. ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»). Денежные средства, полученные в результате совершения преступления по ст. 159.2 УК РФ, возвращаются в рамках гражданского иска в уголовном деле или в порядке подачи иска в рамках гражданского судопроизводства.

Согласно статье 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: • сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам; • работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; • работникам, получающим оклад (должностной оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов). Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Таким образом, трудовым законодательством не установлены предельные сроки использования дней отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни. Воспользоваться днями отдыха работник вправе в любое время в течение работы в соответствующего работодателя.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 Уголовного кодекса РФ). Преступлением признаются действия лица, достигшего 18 лет, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего желания совершить преступление, путем обещаний, обмана, угроз или иным способом. Под иным способом вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления могут быть предложение совершить преступление, разжигание у несовершеннолетнего чувства зависти, мести и других низменных побуждений, дачу совета о мести и способах совершения или сокрытия следов преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного, уговоры, лесть, подкуп, уверение в безнаказанности. К уголовной ответственности по части 1 статьи 150 Уголовного кодекса РФ может быть привлечено совершеннолетнее лицо и совершившие указанное преступление умышленно. Для установления умышленного характера действий лица необходимо установить, что взрослый осознавал либо допускал, что своими действиями он вовлекает именно несовершеннолетнего в совершение преступления. За совершение вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 1 ст. 150 Уголовного кодекса РФ) уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет. Вместе с тем, если действия по вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления совершены родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, то уголовная ответственность наступает по части 2 статьи 150 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет с возможностью лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 статьи 150 Уголовного кодекса РФ, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового. Те же деяния, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, повлекут лишение свободы на срок от 5 до 8 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Под общими началами назначения наказания следует понимать основополагающие идеи (требования), которыми должен руководствоваться СУД) определяя наказание лицу, признанному виновным в совершении конкретного преступления (преступлений). Общие начала назначения наказания сформулированы в ст. 60 Уголовного кодекса РФ В соответствии с законом общими началами назначения наказания являются: 1) законность; 2) справедливость; 3) индивидуализация. Перечень обстоятельств, смягчающих наказание, приведен в ч. 1 ст. 61 УК РФ, в их число также включены Явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления (п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ). Явка с повинной представляет собой деятельное раскаяние в форме обращения лица, совершившего преступление, в правоохранительные органы с заявлением о совершении преступления. При этом непременным условием явки с повинной является ее добровольный характер (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2007 № 2). Активное способствование раскрытию и расследованию преступления учитывается в качестве смягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного пунктом «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, если лицо о совершенном с его участием преступлении либо о своей роли в преступлении представило органам дознания или следствия информацию, имеющую значение для раскрытия и расследования преступления (например, указало лиц, участвовавших в совершении преступления, сообщило их данные и место нахождения, сведения, подтверждающие их участие в совершении преступления, а также указало лиц, которые могут дать свидетельские показания, лиц, которые приобрели похищенное имущество, указало место сокрытия похищенного, место нахождения орудий преступления, иных предметов и документов, которые могут служить средствами обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела). По смыслу закона, активное способствование расследованию преступления состоит в активных действиях виновного, направленных на сотрудничество с органами следствия. При этом данные действия должны быть совершены добровольно, а не под давлением имеющихся улик, направлены на сотрудничество с правоохранительными органами.

Статья 15.33.2 КоАП РФ дополнена частью 2, предусматривающей ответственность за непредставление в установленный срок либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности работников в Пенсионный фонд России в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Ответственность за также деяние установлена только для должностных лиц - в виде штрафа от 300 до 500 рублей.

Согласно приказа Минюста России от 10.12.2021 № 245 утверждены положения о реестре распоряжений об отмене простых доверенностей, которые позволят доверителю или его представителю быстро известить третьих лиц об отмене документа. Реестр начнут вести 29 декабря 2021.

Отменить доверенность по общему правилу можно в любое время. Вы можете сделать это, даже если подписали соглашение об отказе от этого права, поскольку такое соглашение ничтожно (п. 2 ст. 188 ГК РФ).

Если вы выдали доверенность совместно с другими представляемыми, то можете отменить ее без их согласия - закон его не требует.

Отменить нотариальную доверенность также можно в любое время, если она не безотзывная.

Безотзывную доверенность можно отменить, только если (п. 1 ст. 188.1 ГК РФ):

наступил случай, который вы указали в доверенности как условие для отмены;

прекратилось обязательство, для исполнения или обеспечения которого вы выдали доверенность;

представитель злоупотребляет полномочиями или есть причины считать, что это может произойти. Например, он пытается обойти закон с противоправной целью или причинить вред другому лицу (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Гражданский кодекс РФ не регулирует отмену доверенности в части. Возможность отмены зависит в том числе от того, в какой части вы намерены отменить доверенность и скольким представителям она выдана.

Если доверенность выдана нескольким представителям, вы можете отменить ее в части полномочий одного из них, не отменяя доверенность в целом (п. 126 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

Если же вы хотите отменить часть полномочий представителя, не отменяя доверенность в целом, это может вызвать затруднения и породить риски. Во-первых, такая возможность законодательством прямо не предусмотрена, поэтому у вас может не получиться удостоверить частичную отмену у нотариуса. Во-вторых, в такой ситуации кажутся невыполнимыми положения п. 3 ст. 189 ГК РФ: представитель не может вернуть вам доверенность, по который он продолжает представлять ваши интересы. Поэтому есть риск, что недобросовестный представитель предъявит контрагенту доверенность, в которой содержатся все полномочия, в том числе отмененные. Если вы не уведомили этого контрагента персонально, он не может и не должен знать, что доверенность частично прекратилась. В этом случае в результате действий представителя, которые он уже не может совершать от вашего имени, права и обязанности возникнут у вас (п. 2 ст. 189 ГК РФ).

Порядок частичной отмены (отзыва) доверенности законом не установлен. Поскольку специальных правил нет, руководствуйтесь общими правилами для отмены ненотариальной или нотариальной доверенности. В

последнем случае предварительно уточните у нотариуса, можно ли у него отменить доверенность в части.

Если вы решили обратиться к нотариусу, полагаем, что действовать нужно так же, как при отмене нотариальной доверенности. Это связано с тем, что предусмотренные в нормативных актах правила и последствия отмены доверенности нотариусом не зависят от ее формы.

Если вы отменяете доверенность самостоятельно:

составьте и направьте извещение об отмене лицу, которому вы выдали доверенность, и известным вам третьим лицам, для представительства перед которыми она выдана. По общему правилу они не вправе полагаться на доверенность с момента получения вашего извещения, если вы не укажете в нем другую дату, с которой отменяете доверенность (п. 1 ст. 189, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ);

опубликуйте сведения об отмене доверенности. Это необязательно (п. 1 ст. 189 ГК РФ), но желательно, если вы не знаете и не можете уведомить всех, кому может быть предъявлена доверенность, или если доверенность была с правом передоверия.

Если вы только опубликуете сведения, но не направите извещения конкретным лицам, доверенность будет считаться отмененной через месяц со дня публикации (п. 1 ст. 189 ГК РФ). Поэтому лучше персонально известить об отмене доверенности известных вам третьих лиц.

С 29 декабря 2021 г. сведения о совершенной в простой письменной форме отмене доверенности могут быть внесены в электронный реестр распоряжений об отмене доверенностей. В таком случае третьи лица считаются извещенными на следующий день после внесения сведений в реестр (п. 1 ст. 189 ГК РФ);

заберите оригинал доверенности у бывшего представителя или его правопреемника. Они обязаны его немедленно вернуть после того, как доверенность прекратилась (п. 3 ст. 189 ГК РФ). Однако, даже если вы этого не сделаете, доверенность все равно будет считаться отмененной и представитель не будет вправе пользоваться ей. Этот вывод следует из пп. 2 п. 1 ст. 188 ГК РФ.

Для некоторых доверенностей установлены дополнительные требования к порядку отмены. В частности, если вы отменяете:

судебную доверенность в суд общей юрисдикции, то незамедлительно известите суд об отмене. Иначе доверенность будет считаться действующей (ч. 2 ст. 54 ГПК РФ, ч. 5 ст. 56 КАС РФ, Позиция ВС РФ). Для доверенности в арбитражный суд закон этого не требует, но и в этом случае мы рекомендуем сообщить суду об отмене;

доверенность для сделок с конкретными контрагентами, напрямую уведомьте представителя и этих контрагентов. Публикация сведений об отмене доверенности не освобождает вас от этой обязанности (см. Позицию ВС РФ).

29.10.2021 приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 773н утвержден перечень форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда.

Указанными формами признаны:

1. ознакомление работника при приеме на работу с условиями трудового договора, заключаемого с работодателем, в котором указываются трудовые права работника и информация об условиях труда;

2. ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах;

3. ознакомление с информацией о существующих профессиональных рисках и их уровнях;

4. ознакомление работника с требованиями должностной инструкции, инструкций по охране труда (с визуализацией (при необходимости) опасных зон (участков) оборудования), перечнем выдаваемых на рабочем месте средств индивидуальной защиты, требованиями правил (стандартов) по охране труда и других локальных нормативных актов работодателя.

Вышеуказанное ознакомление осуществляется под роспись работника, в том числе с выдачей на руки указанных нормативных актов работнику для изучения при проведении инструктажа по охране труда на рабочем месте.

При наличии у работодателя электронного документооборота ознакомление работников допускается осуществлять в электронной форме с учетом установленных для электронного документооборота законодательных требований (в частности подтверждения факта ознакомления с документами электронной цифровой подписью).

Также работодатели могут в зависимости от своих финансовых возможностей в дополнение к вышеуказанным способам применять:

а) размещение плакатов и листовок;

б) посещение рабочих мест (рабочих зон) с визуализацией (при необходимости) опасных зон (участков) оборудования, в том числе посредством обозначения знаками безопасности, сигнальными цветами, сигнальной разметкой зон, участков, элементов оборудования, машин, механизмов, агрегатов с высоким риском получения работником травмы, а также обозначения соответствующими знаками безопасности зон, участков, оборудования, где обязательно применение средств индивидуальной защиты;

в) распространение периодических корпоративных изданий (журналов, информационных бюллетеней, информационных листков и иных аналогичных материалов);

г) рассылку по электронной почте или почтовой связью печатных информационных материалов;

д) демонстрацию информационных тематических видеороликов или сюжетов, снятых по материалам реальных событий, при проведении инструктажей и обучения работников по охране труда, а также на вводных инструктажах для сотрудников;

е) демонстрацию видеоматериалов (роликов, посвященных трудовым правам работников, включая право на безопасные условия и охрану труда) на профильных тематических выставках, конференциях, круглых столах и семинарах.

ж) размещение на официальном сайте работодателя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда;

з) размещение информационных тематических видеороликов или сюжетов, снятых по материалам реальных событий, как на закрытых, так и на общедоступных страницах видеоканалов;

и) размещение на корпоративном портале, а также на официальном интернет-сайте работодателя (при наличии) ссылок на сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) https://mintrud.gov.ru/, Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) https://rostrud.gov.ru/, на официальный ресурс Роструда http://онлайнинспекция.рф, где размещена необходимая работникам информация о трудовых правах и способах их защиты, а также на официальные интернет-сайты и иные интернет-ресурсы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по труду.

Указанный перечень способов информирования работников не является исчерпывающим, работодатель может применять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2021 № 3581-р «Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года» утверждена долгосрочная программа содействия занятости молодежи.

Так, основная цель программы - создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи.

Программой также определены следующие задачи:

- формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными наклонностями и потребностью рынка труда;

- обеспечение соответствия получаемого образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей и предпринимательской деятельности;

- создание условий для профессионального развития молодых людей посредством совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности;

- создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи.

С целью их реализации документом предусмотрен перечень необходимых мероприятий и сроки их осуществления. В числе таких мероприятий, в частности, предоставление работодателям субсидий за трудоустройство отдельных категорий молодежи, содействие переезду молодежи в регионы с дефицитом кадров, развитие молодежных предпринимательских инициатив, а также развитие портала "Работа в России" и внедрение подсистемы оформления производственной практики в электронном виде.

Контроль за ходом реализации программы и общая координация ее реализации осуществляется Минтрудом России.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2021 № 2345 «О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. № 239» продлен срок действия временного порядка расследования страховых случаев причинения вреда здоровью медработников, вызванных COVID-19.

Так, временное положение, устанавливающее порядок расследования страховых случаев причинения вреда здоровью врачей, среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций, водителей автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающих с пациентами с COVID-19, и пациентами с подозрением на инфекцию, в связи с развитием заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных COVID-19, утверждено постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2021 года № 239.

Письмом ФНС России от 07.12.2021 № БС-4-11/17021@ «О направлении письма Минфина России» разъяснены вопросы налогообложения НДФЛ и страховыми взносами компенсации, выплачиваемой госслужащему при увольнении.

Так, В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (отсутствие на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, сокращение должностей гражданской службы в государственном органе, упразднение государственного органа), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

Указанная компенсация не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в связи с чем освобождается от обложения НДФЛ и страховыми взносами.