Согласно приказа Минюста России от 10.12.2021 № 245 утверждены положения о реестре распоряжений об отмене простых доверенностей, которые позволят доверителю или его представителю быстро известить третьих лиц об отмене документа. Реестр начнут вести 29 декабря 2021.

Отменить доверенность по общему правилу можно в любое время. Вы можете сделать это, даже если подписали соглашение об отказе от этого права, поскольку такое соглашение ничтожно (п. 2 ст. 188 ГК РФ).

Если вы выдали доверенность совместно с другими представляемыми, то можете отменить ее без их согласия - закон его не требует.

Отменить нотариальную доверенность также можно в любое время, если она не безотзывная.

Безотзывную доверенность можно отменить, только если (п. 1 ст. 188.1 ГК РФ):

наступил случай, который вы указали в доверенности как условие для отмены;

прекратилось обязательство, для исполнения или обеспечения которого вы выдали доверенность;

представитель злоупотребляет полномочиями или есть причины считать, что это может произойти. Например, он пытается обойти закон с противоправной целью или причинить вред другому лицу (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Гражданский кодекс РФ не регулирует отмену доверенности в части. Возможность отмены зависит в том числе от того, в какой части вы намерены отменить доверенность и скольким представителям она выдана.

Если доверенность выдана нескольким представителям, вы можете отменить ее в части полномочий одного из них, не отменяя доверенность в целом (п. 126 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

Если же вы хотите отменить часть полномочий представителя, не отменяя доверенность в целом, это может вызвать затруднения и породить риски. Во-первых, такая возможность законодательством прямо не предусмотрена, поэтому у вас может не получиться удостоверить частичную отмену у нотариуса. Во-вторых, в такой ситуации кажутся невыполнимыми положения п. 3 ст. 189 ГК РФ: представитель не может вернуть вам доверенность, по который он продолжает представлять ваши интересы. Поэтому есть риск, что недобросовестный представитель предъявит контрагенту доверенность, в которой содержатся все полномочия, в том числе отмененные. Если вы не уведомили этого контрагента персонально, он не может и не должен знать, что доверенность частично прекратилась. В этом случае в результате действий представителя, которые он уже не может совершать от вашего имени, права и обязанности возникнут у вас (п. 2 ст. 189 ГК РФ).

Порядок частичной отмены (отзыва) доверенности законом не установлен. Поскольку специальных правил нет, руководствуйтесь общими правилами для отмены ненотариальной или нотариальной доверенности. В

последнем случае предварительно уточните у нотариуса, можно ли у него отменить доверенность в части.

Если вы решили обратиться к нотариусу, полагаем, что действовать нужно так же, как при отмене нотариальной доверенности. Это связано с тем, что предусмотренные в нормативных актах правила и последствия отмены доверенности нотариусом не зависят от ее формы.

Если вы отменяете доверенность самостоятельно:

составьте и направьте извещение об отмене лицу, которому вы выдали доверенность, и известным вам третьим лицам, для представительства перед которыми она выдана. По общему правилу они не вправе полагаться на доверенность с момента получения вашего извещения, если вы не укажете в нем другую дату, с которой отменяете доверенность (п. 1 ст. 189, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ);

опубликуйте сведения об отмене доверенности. Это необязательно (п. 1 ст. 189 ГК РФ), но желательно, если вы не знаете и не можете уведомить всех, кому может быть предъявлена доверенность, или если доверенность была с правом передоверия.

Если вы только опубликуете сведения, но не направите извещения конкретным лицам, доверенность будет считаться отмененной через месяц со дня публикации (п. 1 ст. 189 ГК РФ). Поэтому лучше персонально известить об отмене доверенности известных вам третьих лиц.

С 29 декабря 2021 г. сведения о совершенной в простой письменной форме отмене доверенности могут быть внесены в электронный реестр распоряжений об отмене доверенностей. В таком случае третьи лица считаются извещенными на следующий день после внесения сведений в реестр (п. 1 ст. 189 ГК РФ);

заберите оригинал доверенности у бывшего представителя или его правопреемника. Они обязаны его немедленно вернуть после того, как доверенность прекратилась (п. 3 ст. 189 ГК РФ). Однако, даже если вы этого не сделаете, доверенность все равно будет считаться отмененной и представитель не будет вправе пользоваться ей. Этот вывод следует из пп. 2 п. 1 ст. 188 ГК РФ.

Для некоторых доверенностей установлены дополнительные требования к порядку отмены. В частности, если вы отменяете:

судебную доверенность в суд общей юрисдикции, то незамедлительно известите суд об отмене. Иначе доверенность будет считаться действующей (ч. 2 ст. 54 ГПК РФ, ч. 5 ст. 56 КАС РФ, Позиция ВС РФ). Для доверенности в арбитражный суд закон этого не требует, но и в этом случае мы рекомендуем сообщить суду об отмене;

доверенность для сделок с конкретными контрагентами, напрямую уведомьте представителя и этих контрагентов. Публикация сведений об отмене доверенности не освобождает вас от этой обязанности (см. Позицию ВС РФ).

29.10.2021 приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 773н утвержден перечень форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда.

Указанными формами признаны:

1. ознакомление работника при приеме на работу с условиями трудового договора, заключаемого с работодателем, в котором указываются трудовые права работника и информация об условиях труда;

2. ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах;

3. ознакомление с информацией о существующих профессиональных рисках и их уровнях;

4. ознакомление работника с требованиями должностной инструкции, инструкций по охране труда (с визуализацией (при необходимости) опасных зон (участков) оборудования), перечнем выдаваемых на рабочем месте средств индивидуальной защиты, требованиями правил (стандартов) по охране труда и других локальных нормативных актов работодателя.

Вышеуказанное ознакомление осуществляется под роспись работника, в том числе с выдачей на руки указанных нормативных актов работнику для изучения при проведении инструктажа по охране труда на рабочем месте.

При наличии у работодателя электронного документооборота ознакомление работников допускается осуществлять в электронной форме с учетом установленных для электронного документооборота законодательных требований (в частности подтверждения факта ознакомления с документами электронной цифровой подписью).

Также работодатели могут в зависимости от своих финансовых возможностей в дополнение к вышеуказанным способам применять:

а) размещение плакатов и листовок;

б) посещение рабочих мест (рабочих зон) с визуализацией (при необходимости) опасных зон (участков) оборудования, в том числе посредством обозначения знаками безопасности, сигнальными цветами, сигнальной разметкой зон, участков, элементов оборудования, машин, механизмов, агрегатов с высоким риском получения работником травмы, а также обозначения соответствующими знаками безопасности зон, участков, оборудования, где обязательно применение средств индивидуальной защиты;

в) распространение периодических корпоративных изданий (журналов, информационных бюллетеней, информационных листков и иных аналогичных материалов);

г) рассылку по электронной почте или почтовой связью печатных информационных материалов;

д) демонстрацию информационных тематических видеороликов или сюжетов, снятых по материалам реальных событий, при проведении инструктажей и обучения работников по охране труда, а также на вводных инструктажах для сотрудников;

е) демонстрацию видеоматериалов (роликов, посвященных трудовым правам работников, включая право на безопасные условия и охрану труда) на профильных тематических выставках, конференциях, круглых столах и семинарах.

ж) размещение на официальном сайте работодателя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда;

з) размещение информационных тематических видеороликов или сюжетов, снятых по материалам реальных событий, как на закрытых, так и на общедоступных страницах видеоканалов;

и) размещение на корпоративном портале, а также на официальном интернет-сайте работодателя (при наличии) ссылок на сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) https://mintrud.gov.ru/, Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) https://rostrud.gov.ru/, на официальный ресурс Роструда http://онлайнинспекция.рф, где размещена необходимая работникам информация о трудовых правах и способах их защиты, а также на официальные интернет-сайты и иные интернет-ресурсы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по труду.

Указанный перечень способов информирования работников не является исчерпывающим, работодатель может применять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2021 № 3581-р «Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года» утверждена долгосрочная программа содействия занятости молодежи.

Так, основная цель программы - создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи.

Программой также определены следующие задачи:

- формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными наклонностями и потребностью рынка труда;

- обеспечение соответствия получаемого образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей и предпринимательской деятельности;

- создание условий для профессионального развития молодых людей посредством совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности;

- создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи.

С целью их реализации документом предусмотрен перечень необходимых мероприятий и сроки их осуществления. В числе таких мероприятий, в частности, предоставление работодателям субсидий за трудоустройство отдельных категорий молодежи, содействие переезду молодежи в регионы с дефицитом кадров, развитие молодежных предпринимательских инициатив, а также развитие портала "Работа в России" и внедрение подсистемы оформления производственной практики в электронном виде.

Контроль за ходом реализации программы и общая координация ее реализации осуществляется Минтрудом России.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2021 № 2345 «О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. № 239» продлен срок действия временного порядка расследования страховых случаев причинения вреда здоровью медработников, вызванных COVID-19.

Так, временное положение, устанавливающее порядок расследования страховых случаев причинения вреда здоровью врачей, среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций, водителей автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающих с пациентами с COVID-19, и пациентами с подозрением на инфекцию, в связи с развитием заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных COVID-19, утверждено постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2021 года № 239.

Письмом ФНС России от 07.12.2021 № БС-4-11/17021@ «О направлении письма Минфина России» разъяснены вопросы налогообложения НДФЛ и страховыми взносами компенсации, выплачиваемой госслужащему при увольнении.

Так, В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (отсутствие на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, сокращение должностей гражданской службы в государственном органе, упразднение государственного органа), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

Указанная компенсация не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в связи с чем освобождается от обложения НДФЛ и страховыми взносами.

21.12.2021 принят Федеральный закон № 415-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым внесены изменения в пенсионное законодательство Российской Федерации.
 
В частности, закон обязывает в случае признания судом недействительным договора об обязательном пенсионном страховании (с соответствующим возвратом незаконно переведенных средств пенсионных накоплений):
 
- восстанавливать на счете застрахованного лица сумму изъятого при досрочном переходе инвестиционного дохода,
 
- отражать проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений на счете застрахованного лица.
 
Также Федеральным законом устанавливается новый порядок индексации средств материнского(семейного) капитала.
 
Начиная с 1 февраля 2022 года ежегодная индексация средств будет производиться исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством РФ.

Приказом Минтруда России от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден указанный стандарт.
 
Согласно стандарту, целью деятельности указанных специалистов является организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
 
В функции педагогов дополнительного образования детей и взрослых входит:
 
- преподавание по дополнительным общеобразовательным программам;
 
- организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ;
 
- организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.
 
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимым специалисту для выполнения своих функций.
 
Настоящий Приказ вступил в силу с 1 сентября 2022 года и действует до 1 сентября 2028 года.

21 декабря 2021 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 430-ФЗ от 21.12.2021 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому здания и сооружения можно создавать только в результате строительства. Также их можно образовать путем, например, раздела здания, сооружения или единого недвижимого комплекса. Помимо указанных положений, Федеральный закон говорит о том, что помещения, которые необходимы для обслуживания других помещений в том же здании или сооружении, - это общее имущество. Оно не участвует в обороте как отдельная недвижимость.
 
Вместе с тем, в здании или сооружении можно образовать минимум 2 помещения и (или) машино-места.
 
Кроме того, обременения исходной недвижимости сохраняются в отношении всех образованных из нее объектов, если иное не предусматривает ГК РФ или соглашение собственника исходной недвижимости с бенефициаром обременения.
 
Если здание или сооружение находится на чужой земле, а его собственник не вправе вопреки общему правилу пользоваться ей, он может это делать только для доступа к зданию или сооружению.
 
Также, собственник помещения или машино-места не вправе использовать их способами, которые нарушают права и законные интересы собственников других таких объектов в том же здании или сооружении.
 
Указанные поправки добавят в Гражданский Кодекс Российской Федерации такие главы, как «Недвижимые вещи» и «Право собственности и другие вещные права на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места».
 
Законодатель при внесении вышеназванных изменений полагает, что при вступлении последних в силу, сократиться число споров о том, относится ли то или иное имущество к недвижимости.

С 1 января 2022 года возрастут штрафы за невыполнение в срок предписания органа, который осуществляет государственный экологический надзор.

Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:

федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;

регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Речь о предписаниях устранить нарушение. Должностные лица заплатят от 30 тыс. до 50 тыс. руб., юридические лица от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

За повторное невыполнение требования должностным лицам грозит штраф от 70 тыс. до 100 тыс. или дисквалификация до 3 лет. Юридические лица заплатят от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

Сейчас в КоАП РФ нет таких отдельных составов - наказывают по общей норме. Например, штраф для юридических лиц составляет от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

1. Что такое коррупция
Коррупция - это незаконное использование своего служебного положения или злоупотребление полномочиями для получения себе или третьим лицам денег, имущества, имущественных прав, услуг и иной выгоды.
Также к коррупции относится: незаконное предоставление таких выгод лицу, которое занимает служебное положение или наделено полномочиями, дача, получение взятки, коммерческий подкуп.
Все эти действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица, тоже являются коррупцией.
Такое определение следует из п. 1 ст. 1 Закона о противодействии коррупции.
2. Как проводится профилактика коррупции
Профилактика коррупции - это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции (пп. "а" п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).
Основные меры профилактики указаны в ст. 6 Закона о противодействии коррупции.
Исходя из этих мер у в органе, организации должны быть утверждены документы, созданы подразделения, рабочие группы, комиссии и т.д. Также необходимо проводить работу с сотрудниками по формированию
нетерпимости к коррупции.
3. Какие документы утвердить
положения:
- о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (п. п. 7, 8 Указа Президента РФ от 01.07.2010 № 821);
- об общественном совете (при наличии общественного совета). Это следует из ст. 13 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Указов Президента РФ от 04.08.2006 № 842, от 23.05.2011 № 668, Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 №481;
- о проверке сведений, которые подают претенденты на должности, и служебного поведения госслужащего (только для органов власти субъектов РФ). На это указано в п. 6 Указа Президента РФ от 21.09.2009 N 1065;
2) перечни должностей:
- которые должны представлять сведения о доходах и имуществе как своих, так и супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. п. 2, 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 557);
- доходы и имущество которых вы размещаете на сайте (пп. «а» п. 7, п. 8 Указа Президента РФ от 08.07.2013 № 613);
- которым запрещено иметь счета (вклады), хранить деньги и ценности в иностранных банках, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами (пп. «а» п. 1, п. 2 Указа Президента РФ от 08.03.2015 № 120);
- по которым предусмотрена ротация, если перечень утвердил Президент РФ, Правительство РФ, губернатор в зависимости от вашей подчиненности (ч. 2.2, 10 ст. 60.1 Закона о государственной гражданской службе);
3) план противодействия коррупции;
4) порядки:
- уведомления при возникновении конфликта интересов (ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, пп. «б» п. 8 Указа Президента РФ от 22.12.2015 №650);
- проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ);
- сообщения о получении подарка (п. п. 5 и 6 Постановления о получении госслужащим подарка);
- уведомления о склонении госслужащего к коррупции (ч. 5 ст. 9 Закона о противодействии коррупции);
- принятия решения о контроле за расходами госслужащего и членов его семьи (ч. 6 ст. 5 Закона о контроле за расходами);
- представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера (ч. 2 ст. 8 Закона о
противодействии коррупции, ч. 2 ст. 3 Закона о контроле за расходами, п. 7 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559).
4. Как осуществляется борьба с коррупцией
Борьба с коррупцией, так же, как и профилактика, заключается в ее выявлении и предупреждении. Однако она также предполагает пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).
Этим, как правило, занимаются правоохранительные органы: МВД России, ФСБ России и т.п. Координирует эту деятельность Генеральный
прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (ч. 6 ст. 5 Закона о противодействии коррупции).
Генеральная прокуратура РФ в рамках мер по борьбе с коррупцией взаимодействует:
с компетентными органами иностранных государств, когда уполномоченные должностные лица госорганов, органов местного самоуправления и организаций проверяют соблюдение ограничений, запретов и требований в рамках антикоррупционного законодательства (ч. 6.1 ст. 5 Закона о противодействии коррупции);
с Центральным банком РФ, к примеру, посредством запросов. На основании них Банк России обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства или к иностранному регулятору финансового рынка за необходимой информацией (ст. ст. 51.2, 51.3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ, ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ).
5. Как минимизируются (ликвидируются) последствия коррупции
Меры по минимизации (ликвидации) последствий коррупции законом не определены, но они напрямую связаны с ее профилактикой. Можно определить их, например, в плане противодействия коррупции.
К таким мерам можно отнести, в частности, своевременное выявление коррупции или ротацию кадров.
Кроме того, можно воспользоваться Единой информационной системой управления кадровым составом госслужбы РФ (http://gossluzhba.gov.ru). С помощью подраздела «Противодействие коррупции» можно, например, осуществлять мониторинг законодательства РФ о противодействии коррупции, знакомиться с информационно¬справочными материалами по вопросам противодействия коррупции (п. 24 Положения о федеральной государственной информационной системе).
Минтруд России считает необходимым развивать систему поощрения гражданских служащих, сообщивших о попытках их склонения к коррупционным правонарушениям (Методика формирования и развития профессиональной культуры государственного органа" (утв. Минтрудом России)).
Минтруд России определил меры по предупреждению коррупции в организациях. К ним, в частности, относятся:
разработка и принятие антикоррупционной политики организации; назначение подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции:
оценка коррупционных рисков;
выявление и урегулирование конфликта интересов. Для реализации этой меры целесообразно разработать и утвердить положение о регулировании конфликта интересов;
установление для соответствующей области деятельности работников антикоррупционных стандартов (стандартов и кодексов поведения), то есть
единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в этой области (п. 5 ст. 7 Закона о
противодействии коррупции). Антикоррупционные стандарты для работников рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Например, можно определить, какие подарки получать допускается, как должны регулироваться иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами;
проверка контрагентов и включение антикоррупционной оговорки в договоры;
антикоррупционный аудит отдельных операций и сделок; информирование, консультирование и обучение работников по вопросам предупреждения коррупции;
установление каналов получения информации о возможных коррупционных правонарушениях (например, мониторинг подразделением (сотрудниками), ответственным за предупреждение коррупции, информации в СМИ и соцсетях);
внутренний контроль и ведение бухгалтерского учета; взаимодействие с правоохранительными органами и иными госорганами в целях противодействия коррупции.